Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 7 имени К.Д. Ушинского"
г. Саратов
  • ПОС

    Профессиональные обучающиеся сообщества

    Организация наставничества через деятельность профессиональных обучающихся сообществ как эффективный инструмент развития кадрового потенциала 

    В последние годы прослеживается тенденция к росту количества молодых специалистов, которые приходят работать в образовательные учреждения. Этот факт не может не радовать. Приятно осознавать, что в настоящее время на уровне государственной политики в сфере образования оказывается адресная социальная и финансовая поддержка молодых специалистов, создается и успешно работает система социальных лифтов для молодых педагогов (например, средний возраст советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями составляет 34 года), создаются все условия для горизонтального карьерного роста педагога через мероприятия профессиональной направленности, в том числе через конкурсы профессионального мастерства. Иными словами, все делается для того, чтобы заинтересовать и мотивировать молодого специалиста и поднять профессию учителя на качественно новый уровень.

    Положительная динамика очевидна, но всегда есть «но». 

    Кто такой "молодой специалист"?

    Необходимо разораться с самой формулировкой категории «молодой специалист». Трактовка в нормативных документах варьируется в зависимости от субъекта РФ, но суть остается. Де-юре молодой специалист – это лицо, достигшее 30-35 лет, имеющее документ о высшем или средне-специальном образовании в течении 3-х лет с момента окончания учебного заведения по очной форме обучения и работающего по полученной специальности на основании трудового договора с руководителем образовательного учреждения. Де-факто трактовка формулировки «молодой специалист» гораздо шире. Нельзя не согласиться, что в последнее время в образовательные учреждения приходят специалисты, которые по своему основному профессиональному образованию не имеют педагогической специальности, но прошли профессиональную переподготовку по дополнительной профессиональной программе или лица, которые де-юре имеют диплом об окончании высшего или средне-специального учебного заведения по педагогической специальности, но не имеют педагогического стажа. Разве эти категории специалистов не соответствуют статусу «молодой специалист»? Напротив, именно они нуждаются в наибольшей степени в профессиональной поддержке и повышении квалификации.

    Наставничество - эффективная кадровая технология

    Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и именно наставничество является наиболее эффективным способом решения этой проблемы. В настоящее время наставничество встало на путь возрождения: от формализма в реализации до современного тренда в профессиональном образовании. 
    Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органично соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования. Наставничество является эффективной кадровой технологией, пользу от которой получают все участники этого направления:
    • наставник развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена);
    • молодой педагог получает своевременную помощь на этапе вхождения в профессию, поддержку в профессиональном и карьерном развитии;
    • образовательная организация стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров), формирует команду высококвалифицированных сотрудников;
    • администрация получает мощный поддерживающий ресурс: в образовательных организациях с развитой системой наставничества наставники задействованы практически во всех направлениях образовательной деятельности.
    Планируемым результатом реализации целевой модели наставничества является измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и несомненно уровень развития личностного потенциала каждого педагога.

    Профессиональные обучающиеся сообщества (ПОС)

    МОУ «Гимназия №7 имени К.Д. Ушинского» успешно реализует идею интегрированной системы наставничества через деятельность профессиональных обучающихся сообществ, которая позволяет организовать сотрудничество старшего и более молодого поколения педагогов, студентов, обучающихся в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые направления в воспитательной деятельности, цифровизация и познание современной культуры. Такое сотрудничество позволяет создавать разновозрастное образовательное сообщество, которое становится более конкурентоспособным в современных условиях. 

    Кафедра педагогики детства ФГБОУ ВО «СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского»

    С 2016 года на базе образовательного учреждения действует кафедра педагогики детства ФГБОУ ВО «СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского», деятельность которой напрямую связана с практической подготовкой будущих педагогов, направленной на формирование и развитие профессиональных умений и компетенций. С 2021 года в рамках деятельности кафедры реализуется Программа федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВО «СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского».

    «Центр научно-методической поддержки молодых учителей»

    В 2022 году на базе гимназии была открыта Консультационная площадка «CONSILIUM» для работы с молодыми учителями Саратовской области, которая стала центром притяжения для общения и обмена опытом между будущими педагогами, школьными учителями, руководителями образовательных организаций и преподавателями высшей школы. Участие в мероприятиях консультационной площадки позволяет педагогам-наставникам гимназии обучать и делиться опытом не только с учителями района и города, но и области, а для молодых педагогов и студентов – это уникальная возможность заявить о себе и получить неоценимый практический опыт в профессиональной деятельности. Этот же год стал успешным и для Управленческой команды МОУ «Гимназия №7». В 2022 году управленческая команда МОУ «Гимназия №7» успешно представила свой проект по созданию личностно-развивающей образовательной среды на Всероссийском питч-марафоне ТОП-11+, где он был признан лучшим проектом в Саратовской области по итогам экспертного голосования в 2021-2022 гг. в Программе БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. В рамках проект был представлен коворкинг-центр «Курс на ресурс», представляющий собой особое ресурсоемкое образовательное пространство для эффективного сотрудничества, позитивного самовыражения, творческой самореализации с целью развития личностного потенциала всех участников образовательного процесса.

    Приоритетные направления ПОС

    Реализация наставничества в нашем образовательной учреждении осуществляется через практику профессиональных обучающихся сообществ, которые предоставляют возможность устанавливать внутренние контакты и выстраивать взаимодействие с целью оказания поддержки друг другу в совершенствовании профессиональной деятельности. Это позволяет осуществить переход к горизонтальной структуре системы повышения квалификации, где среда является аккумулятором существующего опыта педагогов, где востребована субъектная профессионально-личностная позиция учителя. ПОС является педагогической практикой, способствующей поддержанию соответствующего качества образования в школе, улучшить психологический климат в педагогическом коллективе, повысить уровень мотивации к совершенствованию своих профессиональных компетенций, укрепив базовое чувство самоэффективности.Реализация наставничества в нашем образовательной учреждении осуществляется через практику профессиональных обучающихся сообществ, которые предоставляют возможность устанавливать внутренние контакты и выстраивать взаимодействие с целью оказания поддержки друг другу в совершенствовании профессиональной деятельности. Это позволяет осуществить переход к горизонтальной структуре системы повышения квалификации, где среда является аккумулятором существующего опыта педагогов, где востребована субъектная профессионально-личностная позиция учителя. ПОС является педагогической практикой, способствующей поддержанию соответствующего качества образования в школе, улучшить психологический климат в педагогическом коллективе, повысить уровень мотивации к совершенствованию своих профессиональных компетенций, укрепив базовое чувство самоэффективности.

    Профессиональные обучающиеся сообщества в МОУ «Гимназия №7» работают по следующим приоритетным направлениям:

    • исследование урока (Lesson Study) как инновационная технология развития профессиональных компетенций педагогов;
    • конкурсы профессионального мастерства как ресурс профессионального развития педагога;
    • развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений;
    • «встроенное» повышение квалификации педагогических работников на местах.

    Проекты ПОС

    Сейчас в гимназии осуществляют свою деятельность три профессиональных обучающихся сообщества, деятельность которых коррелирует с реализацией направлений Всероссийского проекта «Школа Минпросвещения России»: «Знание» - «Саратов. Волга. Мы.», «Учитель. Школьная команда.» – «Перспектива» и «Воспитание» – «Мы – Гимназия №7 имени К.Д. Ушинского».

    В 2023 году на базе гимназии были открыты муниципальные стажировочные площадки (далее – МСП): «Практика управления современным образовательным учреждением» в рамках реализации менторства и «Нормативно-правовое сопровождение деятельности образовательной организации» в рамках реализации муниципального инновационного проекта «Хочу руководить».

    С 2023 года на базе гимназии создано и успешно функционируют два психолого-педагогических класса в рамках реализации муниципального проекта «Психолого-педагогические классы: перезагрузка». Юными педагогами уже сделаны первые успешные шаги – четыре обучающихся гимназии вышли в региональный этап Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского 2023/2024 учебного года.

    Участие в конкурсах профессионального мастерства

    2019 год стал отправной точкой в серии побед педагогов гимназии на конкурсах профессионального мастерства. В этом году гимназия заявила о себе на конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют», на котором Эрлих Алина Валерьевна, учитель начальных классов, стала призером в номинации «Педагог-наставник». В 2020 году Тюлякова А.А., учитель английского языка, стала победителем городского этапа и призером регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют» в номинации «Молодые педагоги». В этом же году Единак Е.А., учитель английского языка, одержала победу в региональном конкурсе инновационных моделей муниципальных методических служб «Роль методической службы в условиях реализации ФГОС». В 2021 году Единак Е.А. одержала победу в региональном конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют» в номинации «Педагог-наставник», а в 2022 году стала победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2022», заключительный этап которого проходил в г. Москва. В конце 2022 года Лебедева С.Е., учитель русского языка и литературы, завоевала гран-при районного конкурса «Педагогический дебют». В 2022 году Никитина О.А., учитель начальных классов, стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» и призером регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». В 2023 году Шишкалиева Л.В. и Измаилова А.Э. стали победителями городского конкурса молодых педагогов и наставников «Мы – команда» в номинации «Эффективное сотрудничество», Галкина М.В. и Добрынина М.Ю. – призерами этого конкурса. Рыбчинская М.А. стала призером городского конкурса учителей иностранного языка «Лучшая презентация к уроку». Весной 2023 года Джаббарлы Ш.Д. получила диплом 2 степени в городском конкурсе профессионального мастерства для молодых специалистов «Педагогический дебют». В ноябре 2023 года Самсонова А.В., учитель изобразительного искусства стала победителем районного этапа городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2024».

    Таким образом, эффективно налаженная система наставничества в гимназии через деятельность ПОС позволяет не только выстроить существующую в гимназии практику наставнической деятельности в единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательного учреждения, но и оказать практическую помощь в создании эффективной системы профессиональной поддержки педагогов образовательных учреждений города с учетом специфики и потребностей конкретных образовательных организаций.

    Смотреть видео _ Конкурс "Классное призвание

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie